Саратовский трамвай

Саратовский трамвай — один из основных видов городского общественного транспорта в Саратове и одна из старейших трамвайных систем России.

Строительство трамвая в Саратове началось в 1906 году. К этому времени в Саратове уже 20 лет работала конка, численность населения города составляла 190 тысяч человек, и Саратов входил в тройку самых значимых поволжскихгородов, наравне с Казанью и Нижним Новгородом. В августе 1906 года началась укладка трамвайных рельсов по Ильинской улице. 1 октября 1908 года по Ильинской улице прошёл пробный трамвай. 11 декабря 1908 года началось регулярное трамвайное движение. В конце октября 1909 года в городе действовало уже девять трамвайных линий, проходивших по улицам Немецкой, Московской, Ильинской, Константиновской, Большой и Малой Горным, Большой Сергиевской,Кладбищенской, Александровской.

Путеводитель «Саратов в кармане» за 1910-й год приводит следующие данные по трамваю в Саратове:

Линия трамвая. Скорость в городе должна быть не более 15 и не менее 12 вёрст в час, а вне города не менее 20 вёрст в час.

  • 1. Горная: от Астраханской по Б.Горной до Никольской и далее по Никольской до угла Московской (Окружный суд)
  • 2. 2-я линия Горная: от угла Затонской и Соляной площади до Б. Горной, по Б. Горной до Александровской, по Александровской до угла Московской.
  • 3. Московская: от пассажирского вокзала по Московской улице мимо Старого Собора по Часовенному взвозу до перевозной пристани в слоб. Покровскую.
  • 4. Константиновская: от угла Московской по Никольской, Константиновской, по сторонам Полтавской площади (не по диагонали) по Астраханской до товарной станции.
  • 5. Александровская: от угла Московской и Александровской, по улицам: Александровской с круговой линией вокруг театра, М. Сергиевской, Вольской, Бахметьевской, Камышинской, Шелковичной, Жандармской до полотна Ряз.-Ур. ж.д.
  • 6. Ильинская: от Верхнего базара между Александровской и Никольской по Московской, Ильинской, через Ильинскую площадь, по Печальной, Садовой, Б. Сергиевской и Солдатской слободке до церкви в Солдатской слободке.
  • 7. Немецкая: от Бабушкина взвоза по берегу пристани Волги до Полицейского взвоза, по улицам: Полицейской, Армянской, Немецкой, Митрофановской площади, Михайловской, Астраханской со стороны Технического училища до Московской, по Московской до пассажирского вокзала. Все вагоны этой линии в течение всего года должны курсировать до пассажирского вокзала. Таким образом конечные пункты этой линии будут считаться с одной стороны пассажирский вокзал, с другой, во время навигации — берег Волги у Бабушкина взвоза, а зимой угол Б. Сергиевской и Полицейской.
  • 8. Сергиевская: от угла Московской и Б. Сергиевской по Б. Сергиевской с поворотом у Александровской больницы на Белоглинскую и далее по Ильинской до Ильинской площади.
  • 9. Астраханская: (кладбищенская) от Московской по Астраханской до Воскресенского кладбища.

Плата за проезд. Примечание: деньги за взятые билеты на поездах, которые остановились по разным причинам, возвращаются обратно пассажирам.

В 1-м классе то есть внутри вагона по каждой из вышеуказанных линий взимается 5 коп. за все или часть расстояния линии. Во 2-м классе то есть на площадке вагонов по линиям: обоим Горным, Александровской, Сергиевской и Астраханской за проезд по каждым из переименованных взимается 3 коп. за все или часть расстояния линии. Линии же Московская, Константиновская, Ильинская и Немецкая для проезда 2-м классом, то есть на площадке, делятся каждая на 2 станции следующим порядном:

  • Московская от берега Волги до Ильинской улицы и от Никольской до пассажирского вокзала и также конечные пункты для обратного пути;
  • Константиновская — от Биржи до Полтавской площади, до товарной станции, также обратно.
  • Ильинская — от Александровской улицы до Ильинской улицы и от Константиновской улицы до Солдатской слободы и те же конечные для обратного пути.
  • И Немецкая — с берега Волги (от Бабушкина взвоза) до Ильинской улицы и от Вольской до пассажирского вокзала также обратно.

За проезд каждой из станций взимается 3 копейки во 2-м классе. При чём пассажир, проехавший первую станцию и пожелавший ехать следующую станцию, доплачивает 2 копейки, о чём пассажир должен заявить кондуктору, не выходя из вагона. После 10 часов вечера все пассажиры платят двойную плату, кроме пассажиров, отъезжающих от Народного театра, для которых двойная плата устанавливается с 12 часов. Саратовский трамвай принадлежит Бельгийскому Обществу, как вообще все русские трамвайные дела обыкновенно принадлежат крупным бельгийским трестам и синдикатам. Вся постановка трамвайного дела в России требует реорганизации. Правда большинство крупных городов закабалены у бельгийцев на многие годы. Но следовало бы позаботиться о том, чтобы там, где это возможно, изменить постановку. Саратовский трамвай вместе с электрическим освещением обходится бельгийцам в 7 миллионов рублей, а потому этот трамвай считается первым не только на Волге, но и далеко за пределами таковой.

Управление электрической железной дороги (трамвай), Московская ул., с.д., тел. 1-40

В 1910 году была проведена первая линия с 10-й Дачной в отдалённый дачный район «Кумысная поляна». Всего за несколько лет трамвай приобрёл огромную популярность среди горожан. Вклад трамвайного маршрута № 3 отмечен даже в топонимике города — до сих пор микрорайоны на западе города носят названия, происходящие от нумерации остановок той Дачной линии — 3-я Дачная, 5-я Дачная, 6-я Дачная и т. д.

История маршрутов трамвая и современное состояние

После войны началось восстановление трамвайного хозяйства, и к 1950-му году функционировали все довоенные трамвайные маршруты. Все линии были однопутные. Эксплуацировались сцепы до трёх трамвайных вагонов.

  • №1 «Музейная площадь — Площадь Орджоникидзе» Музейная площадь, ул. Ленинская (Московская), ул. Чапаева, Серова, 2-я Садовая, Чернышевского, ул. и площадь Орджоникидзе (открыт с началом движения, продлен с Улешей в 1931 году).
  • №2 «Пл. Орджоникидзе — Акмолинский проезд» площадь Орджоникидзе, ул. 7-я Нагорная, ул. Барнаульская, проспект Энтузиастов, Акмолинский проезд. (открыт в 1931 году).
  • №3 «Музейная площадь — Площадь Орджоникидзе» Музейная площадь, ул. Чернышевского, ул. и площадь Орджоникидзе (открыт в числе первых линий, продлен с Улешей в 1931 году)
  • №4 «3 Дачная — 10 Дачная» ул. Гвардейская, Зеленогорская (открыт в 1910 году).
  • №5 «Сенной рынок — Музейная площадь» ул. Астраханская, ул. Ленинская
  • №6 «Железнодорожный вокзал — Волга» ул. Ленинcкая (Московская), ул. Астраханская, ул. Вавилова, площадь и проспект Кирова, ул. Волжская, Октябрьская, наб. Космонавтов.
  • №7 «3 Дачная — Крытый рынок» Красноармейский тракт (проспект 50 лет Октября), ул. Большая Горная, ул. Астраханская, кольцо: Советская, Чапаева, пл. Кирова, Вавилова.
  • №8 «ул. Ленина — 1-я совбольница» ул. Горького, ул. Мичурина, ул. Хользунова.
  • №9 «Крытый рынок — Площадь Орджоникидзе» кольцо: Советская, Чапаева, площадь Кирова, Вавилова; ул. Астраханская, ул. Рабочая, ул. Степана Разина, ул. Новоузенская, ул. Большая Садовая, 1-й Беговой проезд, ул. Политехническая, ул. Огородная, ул. 7-я Нагорная, площадь Орджоникидзе (открыт в 1929 году).
  • №10 «Крытый рынок — Октябрьский посёлок (Агафоновка)» кольцо: ул. Советская, ул. Чапаева, площадь Кирова, ул. Вавилова; ул. Астраханская, ул. Рабочая, ул. Степана Разина, ул. Новоузенская, ул. Большая Садовая, 1-й Беговой проезд, ул. Политехническая, ул. Клочкова (открыт 8 ноября 1926 года).
  • №11 «Музейная площадь — Ст. Саратов-2» Музейная площадь, ул. Ленинская (Московская), ул. Чапаева; площадь Кирова, ул. Вавилова/ обратно ул. Советская; ул. Астраханская
  • №12 «Ул. Радищева — СХИ» проходит: ул. Радищева, ул. Большая Горная, ул. Астраханская, ул. Танкистов, ул. Осипова (открыт в 1931 году).
  • №13 «Железнодорожный вокзал — Поселок Затон» ул. Ленинская, ул. Горького, ул. Большая Горная, ул. Вознесенская, ул. Большая Горная, ул. Хвесина, ул. Малая Горная
  • №14 «Железнодорожный вокзал — Музейная площадь» ул. Ленина, Музейная площадь

Перспективы

Согласно схеме, которая висела в Ленинском депо в конце 1980-х, помимо постройки линии 5-го маршрута (которая была успешно сдана в 1990 году), планировались, но не были воплощены в жизнь:

  • Продление 11-го трамвая от остановки 6-ой квартал до ул. Тархова по ул. Лебедева-Кумача.
  • Трамвайная линия от пр. 50 лет Октября до Танкистов по ул. Технической.

Планировалось также превращение некоторых линий (трамвая № 3) в скоростной трамвай.

 

Источник: wikipedia.org

 

Your are currently browsing this site with Internet Explorer 6 (IE6).

Your current web browser must be updated to version 7 of Internet Explorer (IE7) to take advantage of all of template's capabilities.

Why should I upgrade to Internet Explorer 7? Microsoft has redesigned Internet Explorer from the ground up, with better security, new capabilities, and a whole new interface. Many changes resulted from the feedback of millions of users who tested prerelease versions of the new browser. The most compelling reason to upgrade is the improved security. The Internet of today is not the Internet of five years ago. There are dangers that simply didn't exist back in 2001, when Internet Explorer 6 was released to the world. Internet Explorer 7 makes surfing the web fundamentally safer by offering greater protection against viruses, spyware, and other online risks.

Get free downloads for Internet Explorer 7, including recommended updates as they become available. To download Internet Explorer 7 in the language of your choice, please visit the Internet Explorer 7 worldwide page.



Яндекс.Метрика