Земское обозрение, 10 марта 2010 г.

№08 от 10.03.2010

Аксиомы и парадоксы «саратовского метро»

Михаил Кожевников

Сперва – две аксиомы. Первая: всепогодные виды транспорта только рельсовые (железная дорога, в т.ч ее городская разновидность – трамвай, независимо от тяги – конной, паровой, дизельной или электрической). Вторая: в Саратове трамвай до сих пор выполняет роль еще не построенного метро. Этот вывод мне удалось опубликовать ровно 13 лет назад – весной 1997 года в «Саратовском листке».

Теперь - о парадоксах, но перед этим нужно немного сказать об общеизвестном – о дорожных пробках – неизлечимой болезни всех видов безрельсового транспорта: маршрутного, грузового и личного легкового.

«Саратовское метро», т.е трамвай, отнюдь не везде движется по выделенным полосам, даже эти полосы неоднократно пересекаются с автомобильным движением. В результате зависимость трамвайного движения от интенсивности стихийного автомобильного хоть и не такая жёсткая, как у автобусов и троллейбусов, но всё же ощутимая. Тем не менее, там, где параллельно расположены трамвайные пути и асфальт проезжей части, весьма наглядно наблюдается преимущество трамвая перед автобусами и троллейбусами, вязнущими в общем автомобильном потоке. Наблюдается почти ежедневно, за исключением дней, в которые трамвай встаёт. Немедленно на этом направлении возникает паралич пассажирских потоков: отчаявшиеся люди набиваются в автобусы и троллейбусы… Трамвай встаёт обычно от внутренних причин: обесточка в контактной сети, неполадки рельсового пути, сход колёс с рельс, наконец, серьёзный отказ на борту трамвая… Однако уже второй месяц сразу после новогодних «каникул» мы несколько раз наблюдали прекращение трамвайного движения по внешней причине – после обильного снегопада. Это и есть первый парадокс: всепогодный вид транспорта прекращает движение после не столь значительной непогоды, серьёзно затрудняющей, но не полностью препятствующей автомобильному движению! Рельсовый транспорт ведь потому считается всепогодным, что на нём легко, радикальным образом решена задача механизированной очистки пути от снежных заносов! Еще в XIX веке успешно построены самоходные снегоочистители – сперва для железных дорог с паровой тягой, а затем (по аналогии) и для трамвайных путей.

Немного из истории саратовского трамвая. Окраинные маршруты (в Заводском и Ленинском районах), ещё одноколейные, с разъездами, до середины 1960-х годов в снежные зимы были единственными путями, связывавшими людей. Когда вызывали «скорую помощь» далее 8-й Дачной, врачей сажали на снегоочиститель! Снегоходов тогда не было, аэросани в населённых пунктах запрещены (пропеллером легко можно задеть что-либо или, не дай Бог, кого-либо). Только снегоочиститель без труда проезжал сквозь сугробы выше человеческого роста. Единственное ограничение – едет он только по рельсам… Снегоочистители изредка появлялись на улицах и в бесснежную погоду, даже летом, когда их перегоняли из одного трампарка в другой. Всякий раз эти машины, со всех сторон обвешанные скребущими ножами, гигантскими шнеками (как в мясорубке!) и щётками, притягивали взгляды даже тех горожан, кто в обыденной жизни далёк от техники. Однажды я наблюдал в ещё тёплый осенний день (начало листопада), как таращили глаза на это «чудо механики» студенты, приехавшие к нам учиться из южных стран.

Но где же они сейчас, эти «чудеса техники»? В январе и феврале по два-три дня не было движения на некоторых трамвайных маршрутах после выпадения пушистого снега чуть выше щиколоток! Когда это было, чтобы полностью в течение нескольких дней не просматривались из-под снега рельсы самого центрального в Саратове «большого кольца» (Астраханская – Советская - Мирый переулок - Вавилова)?! Можно только догадываться, что от старости оказались неработоспособны белые «чудеса механики»…

А вот здесь проявляется второй парадокс. Ведь делали эти снегоочистители не за тридевять земель, а у нас, в г.Энгельсе! Снегопады в начале этого года поразили не только Саратов, но и другие большие города России с трамвайным движением! Следовательно, потребность этих городов в трамвайных снегоочистителями такая же, как и в Саратове… И старые снегоочистители так же, как и у нас, со временем выходят из строя. Бессмысленно до бесконечности ремонтировать старую технику, начиная с определённого состояния её необходимо заменять новой. Другими словами, завод транспортного машиностроения в Энгельсе, монополист в производстве снегоочистительной техники для рельсового транспорта, но получит рано или поздно заказ на серию трамвайных снегоочистителей для городских хозяйств России. Вопрос лишь в деньгах: кто и как будет финансировать это производство? Просматривается уже неоднократно опробованная схема – нужна целевая программа на федеральном уровне. Дело за малым – инициативу должны проявить те, кому по должности и по положению следует заботиться о коммунальном хозяйстве. ЖКX – это не только жилье, но и городской транспорт!

Но вот и третий парадокс: почему в Энгельсе нет до сих пор производства пассажирских трамваев? Представляется, что кооперация двух заводов (троллейбусного и уже названного железнодорожного) смогла бы это реализовать.

Статья на сайте «Земского обозрения»

 

Your are currently browsing this site with Internet Explorer 6 (IE6).

Your current web browser must be updated to version 7 of Internet Explorer (IE7) to take advantage of all of template's capabilities.

Why should I upgrade to Internet Explorer 7? Microsoft has redesigned Internet Explorer from the ground up, with better security, new capabilities, and a whole new interface. Many changes resulted from the feedback of millions of users who tested prerelease versions of the new browser. The most compelling reason to upgrade is the improved security. The Internet of today is not the Internet of five years ago. There are dangers that simply didn't exist back in 2001, when Internet Explorer 6 was released to the world. Internet Explorer 7 makes surfing the web fundamentally safer by offering greater protection against viruses, spyware, and other online risks.

Get free downloads for Internet Explorer 7, including recommended updates as they become available. To download Internet Explorer 7 in the language of your choice, please visit the Internet Explorer 7 worldwide page.



Яндекс.Метрика